Начальник Управления образования Якутска Мария Петрова об изменениях в новом учебном году
На прошлой неделе министр просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал изменения в новом учебном году. Подробнее о них нам рассказала начальник Управления образования Якутска Мария Петрова.
— Сергей Сергеевич сказал, что Министерством просвещения России планируется принять единые подходы к начислению заработных плат учителям. И такой подход позволит школьным учителям понять, по какому принципу им начисляют заработную плату. Это как?
— Сейчас идет эксперимент, который проводит Министерство просвещения России в шести регионах, не в Якутии. Скорее всего, это будет обновленный вариант начисления зарплаты, как было в советское время. Но пока нет конкретики, поэтому еще рано говорить. Посмотрим, как пройдет эксперимент, какие будут результаты. Если положительные, то новая система заработает, скорее всего, с 2025 года.
— «С 1 сентября 2023 года в школы возвращаются серебряные медали». Зачем?
— Они будут выдаваться за особые успехи в учении II степени по окончании школы при итоговых «отлично» и не более двух итоговых оценок «хорошо» по всем учебным предметам. Конечно, такие медали будут давать определенные преференции при поступлении в вузы.
— Но ведь сейчас это же зависит от результатов ЕГЭ! Каким образом золотая или серебряная медаль могут помочь?
— Если ребенок не сдал ЕГЭ на 70 баллов и выше, он не может получить золотую медаль, то есть он должен подтвердить ее получение высокими баллами по результатам экзамена.
— Сколько у нас «золотых» медалистов? И это же не обязательно стобалльники?
— В этом году золотыми медалистами стали 138 выпускников. И да, они не все сдали экзамены на сто баллов, однако показали хорошие результаты.
— А как вы лично относитесь к тому, что будут серебряные медали?
— Очень хорошо! Почему не поощрить ребенка, если он хорошо учится и есть такая возможность? Тем более что она даст определенное преимущество при поступлении.
— Федеральный закон об обязательном трудовом воспитании школьников начнёт работать с нового учебного года. Это что такое?
— Лучшие традиции трудового воспитания обучающихся возвращаются в школу. То есть в свое время нас воспитывали в духе, что надо трудиться. Вспомним ту же пословицу: без труда не вынешь и рыбку из пруда. И это правильно! К привычке трудиться нужно приучать с детства. Но это не значит принуждение, эксплуатация детского труда. Ученики будут задействованы в школьной жизни, например, убираться в классе, помогать с книгами в библиотеке, выращивать цветы на школьных клумбах, принимать участие в субботниках по уборке территории и так далее. И на это согласия родителей теперь не потребуется. До этого учитель не имел права попросить ученика доску вытереть, если такой документ не подписан.
— А «на картошку» будут ездить? Как мы когда-то...
— Навряд ли, сейчас же все картофельные поля у частников. Но, если при школе есть свои сельхозугодия, те же агрошколы, конечно, ученики будут и там работать в силу своих возможностей.
— Больше не будет урока по ОБЖ, а будет урок «Основы безопасности и защита Родины». Вроде понятно...
— У нас же тоже в свое время были такие уроки, НВП назывались, начальная военная подготовка.
— Но НВП отдельно же будет!
— Там три блока получаются: ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), основы медицинских знаний (элементы первой помощи) и элементы начальной военной подготовки.
— А, то есть ОБиЗР будет в младших классах?
— С 5-го класса.
— В старших заменится НВП?
— НВП добавится. Вообще, этот предмет очень обширный, он рассматривает многие аспекты: безопасность в городе, безопасность в лесу, электробезопасность и так далее. Дети понемногу знакомятся с основами, но, кроме этого, учатся оказывать первую помощь, что, согласитесь, очень важно, и они получают практические навыки. Также важны элементы НВП, особенно для парней. С 1 сентября на уроках начальной военной подготовки старшеклассники будут изучать основы боевого применения беспилотников.
— Кто будет вести НВП?
— Учителя, которые вели ОБЖ. Мы в мае провели курсы именно по начальной военной подготовке. Теперь у нас стоит задача — комплектование кабинетов «Основы безопасности и защита Родины» в школах, чтобы они были полностью подготовлены под все эти аспекты. Ждем федеральные рекомендации.
— Да-да, противогазы, макеты оружия... Было такое у нас в школах! И строевая подготовка?
— Обязательно! Вообще, я лично считаю, что она очень важна и нужна, в первую очередь для воспитания чувства коллективизма, координации собственного тела, поведения во внештатных ситуациях и др.
— С 1 сентября 2023 года во всех школах РФ в 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия — мои горизонты». Как это будет выглядеть? Тесты, рассказы о профессиях?
— Да, с 1 сентября 2023 г. во всех школах внедряется единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия — мои горизонты». Обычно практика такая: когда федералы дают программу, там уже все расписано. Для обеспечения готовности образовательных организаций к началу 2023/24 учебного года мы получили методические рекомендации Минпросвещения. Но все равно есть возможность школе вносить определенные коррективы в том, что больше подходит на данный момент для детей, и какие-то возможности использовать вокруг школы. Например, у родителей интересные профессии, посетить какое-то предприятие и т. д. У нас есть школьные автобусы, которые по заявкам школ могут отвезти учеников.
— С 1 сентября 2023 года в российских школах начнет действовать единый стандарт образования, что позволит снять вопрос качества образования при переводе ребенка из школы в школу, из одного региона в другой. Это что?
— То, что детям станет легче. Например, при переводе из одной школы в другую, из улуса в другой улус и т. п. ребенок не столкнется с проблемой, что он что-то уже изучил, а что-то еще нет. Раньше было несколько программ и школы выбирали, по какой из них они будут учить. Были разные варианты учебного планирования. И детям, конечно, было сложно, когда их переводили. Также сложно в плане измерения качества образования, ведь процесс шел по принципу «кто в лес, кто по дрова». И вот сейчас все детские сады и школы будут работать по единой федеральной образовательной программе и обновленным федеральным государственным образовательным стандартам.
— То есть можно считать это возвратом к старой советской системе?
— В какой-то мере получается так. Мы всей страной учились по одним и тем же учебникам, по одной и той же программе. И на самом деле такой возврат упростит процесс образования. Вот те же учебники, их же множество по каждому предмету. В одной школе ребенок учился по одному, перешел в другую школу, там совсем другой учебник. Это же стресс! Сейчас такого не будет. Вводится единая программа, значительно обновлен и сокращен перечень учебников.
— Следующий тезис от Сергея Кравцова: с 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 06.04.2023 № 240 вступают в силу новый порядок и условия перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую. Что меняется?
— Раньше перевод инициировался или родителями, или учреждением образования. Сейчас совершеннолетние школьники (это, конечно, ученики 10–11-х классов) могут самостоятельно решать этот вопрос, то есть без оглядки на родителей прийти в администрацию школы и написать заявление. Еще оформлен порядок перевода в таких случаях, если школа ликвидирована или аннулирована лицензия, приостановили ее и т. д. Тогда перевод должен осуществляться автоматически, без проблем, чтобы ребенок не терял своего права на образование. Надеюсь, что у нас таких историй не будет.
— Вот странно сейчас происходит: живет ребенок где-нибудь на окраине, а ездит в школу в другой конец города. Раньше же всё всегда было по прописке и месту жительства: где живешь, там и школа.
— Сейчас тоже набор в первый класс идет именно по прописке. А уже в классах постарше можно перевести ребенка в другую школу, если есть желание и места для обучающихся. Сейчас такой перевод можно сделать через «Госуслуги». Для этого не надо даже приходить в школу, а написать заявление прямо на сайте. Если в школе есть место, то приходит согласие, если нет, то отказ. И вот, получив отказ, родитель может обратиться к нам в управление образования, чтобы решить данный вопрос. Отмечу, что в данном приказе детализированы вопросы перевода, в том числе и в электронной форме. Да, еще интересно то, что через «Госуслуги» я, как родитель, могу подать заявление не только в своем регионе, но и за пределами. Что очень удобно. К примеру, родители собрались переехать в другой город и могут уже заранее подать заявление на перевод ребенка в школу именно в том районе, где планируют жить.
— Вот еще новое: все школьные библиотеки с 1 сентября подключат к единой цифровой платформе. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев. Это зачем?
— Скажем так, требование времени. Сейчас есть положение о том, что учебники должны быть не только в бумажном варианте, но и в электронном. Согласитесь, многие предпочитают читать литературу в цифровом виде. К единой во всей стране виртуальной библиотеке каждый ученик получит свой личный логин и пароль у себя в школе и сможет пользоваться учебниками и нужными по программе книгами.
— Также Сергей Кравцов объявил, что в следующем учебном году во всех школах страны будут созданы школьные театры и спортивные клубы. Мы готовы к этому?
— Сейчас идет процесс, в 28 школах уже есть действующие театральные секции. Спортклубы работают почти во всех учебных заведениях, их 46. Что касается театров... Данное направление не означает, что в каждой школе должен быть прямо полноценный театр. Речь идет о театральных постановках, которые можно организовать, к примеру, на уроках литературы. Театрализация образования означает то, что каждый ребенок может со своими друзьями заняться созданием спектакля или что-то в этом роде, и школа должна помочь в этом. Кстати, в 29-й школе идет капремонт и администрация освободила одно помещение специально под театральные постановки, где дети смогут реализовать свои творческие идеи. Вообще, театрализация очень полезна, она может помочь решить логопедические проблемы у детей, участие в таких постановках раскрепощает ребенка, помогает ему расти в эмоциональном плане, учит выражать свои чувства и т. д. Хотелось бы сказать о Пушкинской карте. У нас в городе порядка 13 тысяч школьников от 14 лет, из них (цифра июня) более 11 тысяч оформили себе такие карты. Это очень хороший охват, ведь дети от 14 до 18 лет могут посещать театры, музеи, выставки, ходить в кино, то есть расширять и повышать свой культурный уровень.
— Да, Пушкинская карта — замечательная идея! Мария Петровна, немного непонятно, кто такой советник директора по воспитательной работе? Отныне такая должность будет во всех школах. Это еще один завуч?
— Функционал другой, чем у заместителя директора, потому что он организует детскую общественную активность. У нас сейчас есть Российское движение детей и молодежи, есть школьное самоуправление, и советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями (так правильно называется должность), как вожатый, активно занимается именно такими проектами. Заместитель директора по воспитательной работе должен руководствоваться ФГОСом (федеральным государственным образовательным стандартом), в своей воспитательной работе с детьми следовать букве законов о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, отслеживать социальный паспорт семьи и многое другое. А советник освобожден от таких обязанностей, он должен заниматься организацией активной общественной жизни в школе. Их обучают специальным технологиям общения с детьми. Помните, в советских школах были пионерские комнаты, где вожатые занимались со школьниками? Сейчас можно провести аналогию, такие помещения называются коворкингами, а статус вожатого повышен до советника директора. И, надо отметить, уже есть хорошие результаты. В 13-й школе под руководством советника дети придумали свои проекты, подали заявки на грант Всероссийского движения детей и молодежи и выиграли. Так что у них появилась возможность воплотить свои идеи в реальность!
Виктория БУШУЕВА