В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №34 городского округа «город Якутск» сформирована целостная система методического сопровождения молодого педагога, основанная на достижениях коррекционной педагогики, построении новой практики, накоплении результативности опыта. Создаются также оптимальные условия для распространения и обобщения положительного опыта педагогов.
Одной из эффективных форм передачи знаний и умений педагогов-наставников является Творческая мастерская педагога.
С сентября 2022 года успешно реализуется проект «Творческая мастерская педагога-наставника», разработанный под руководством директора школы-интерната Адамовой Ольги Васильевны. Данный проект реализуется в рамках методической, инновационной деятельности школы-интерната, в тесном взаимодействии с заместителем директора по содержанию Николаевой Верой Васильевной.
Проект реализуется по следующим направлениям: комплексная методическая, консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка молодых педагогов; изучение, обобщение и распространение инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.
Членами творческой мастерской являются 9 педагогов с многолетним положительным опытом работы в сфере коррекционного образования. С целью формирования цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, на сайте школы-интерната создан виртуальный Методический кабинет, куда размещены методические разработки учителей-наставников.
Педагоги-наставники обобщают и транслируют свой инновационный опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Успешно провели мастер-класс «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ», форсайт-сессию «Цифровая трансформация структуры СИПР и ИУП учащихся надомного обучения», круглый стол «Эффективные формы работы с родителями детей с ОВЗ», учебно-методический семинар «Портфолио индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ в системе работы классного руководителя».
В феврале месяце организовали Практикум «Здоровьесберегающие (коррекционные) технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», где приняли участие 10 молодых педагогов из нашей школы-интерната и 6 молодых педагогов ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И.
Обобщается многолетний успешный опыт работы педагогов-наставников школы-интерната. Выпущен фото-видео альбом «В волшебном мире театра», где отражен опыт педагогов по организации театральной деятельности, методический сборник учителя-наставника Колпашниковой Л.К. «Формирование вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями».
По итогам проведенных мероприятий для молодых педагогов разработаны рекомендации, методический инструментарий, дидактические (электронные) материалы.
Самое главное в наставнической деятельности это эффективное сотрудничество наставника и молодого педагога. Большое значение имеет совместный педагогический рост, интересные творческие дела, которые раскрывают и развивают индивидуальные потенциальные возможности, способности педагогов.
Второго декабря в школе-интернате, в рамках Творческой мастерской педагога-наставника, провели Методическую квест-студию «Сотрудничество – путь к успеху»
для молодых педагогов школы-интерната.
Целью данного мероприятия было повышение профессионального мастерства и творческого потенциала молодых педагогов.
Педагоги-наставники организовали четыре методические студии: студия «Здоровьесберегающие технологии» (Никитина С.А., Андреева Г.С.); театральная студия «В волшебном мире театра» по внеурочной деятельности (Иванова Р.А., Матвеева С.К., Алексеева Н.А.); студия «Мы вместе» по взаимодействию с родителями обучающихся с ОВЗ (Черепанова В.М.); студия «Каждый ребенок индивидуален и неповторим» по работе с детьми домашнего обучения (Михайлова Н.И.).
Каждая команда педагогов проявила сплоченность, профессиональную компетентность. В студии «Здоровьесберегающие технологии» выполняли задания по использованию здоровьесберегающих технологий, делали упражнения по образовательной кинезиологии, развивающие межполушарное взаимодействие, упражнения по коррекции и профилактике зрения, используемые в дистанционном обучении.
Увлекательной и творческой была работа в театральной студии «В волшебном мире театра», педагоги обогатили свой опыт по организации внеурочной работы, выполнили тесты, поставили сюжет коррекционно-развивающей сказки «Рукавичка».
Важной и актуальной была работа в студии «Мы вместе» по взаимодействию с родителями обучающихся с ОВЗ, где молодые педагоги находили эффективные решения различных ситуаций по работе с родителями. В студии «Каждый ребенок индивидуален и неповторим» по работе с детьми, обучающимися на дому, они расширили свои методические копилки новыми методами и приемами, составили специальную программу развития обучающегося (СИПР).
Работа в студиях прошла познавательно, творчески, молодые педагоги активно, успешно прошли все студии, расширили свои практические умения и навыки работы с детьми с ОВЗ. По итогам мероприятия состоялся продуктивный методический диалог, проведена здоровьесберегающая рефлексия.
Таким образом, организация деятельности Творческой мастерской способствует построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества начинающих и опытных педагогов, помогает формированию профессионально-компетентной личности молодого педагога, обобщению и распространению инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.
Реализация проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволяет не только помогать молодым специалистам, а поддержать и самих педагогов-наставников, создать оптимальные условия для дальнейшего развития и использования их потенциальных возможностей, развитию института наставничества в школе интернате. Положительные результаты в работе дает профессиональное, информационное сотрудничество учителей-наставников, в процессе взаимодействия в рамках творческой группы.
Мы вместе с молодыми коллегами, педагогами-наставниками радуемся за успехи наших детей, делимся опытом работы, поддерживаем друг друга, помогаем не только в педагогической деятельности, но и в разных жизненных ситуациях. И это все в совокупности дает молодым педагогам, нам педагогам-наставникам, мотивацию дальше успешно работать, развиваться, совершать добрые дела, внести свой вклад в развитие коррекционного образования нашего города Якутска, родной республики.
Руководитель «Творческая мастерская педагога-наставника», учитель- дефектолог,
Андреева Галина Спиридоновна