Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений
Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений
- Общие положения
- Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений (далее Конкурс).
- Учредителем Конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Конкурс проводится на основании письма Минобрнауки России от 19.05.2015 № 08-717 «О Всероссийском конкурсе сочинений», Положения о Всероссийском конкурсе сочинений и в соответствии с приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2015г. №01-16/3383.
- Региональным оператором Конкурса является автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации» (АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК) (далее – Оператор Конкурса).
- Организация и проведение Конкурса регламентируется методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса (сайт конкурса: http://www.apkpro.ru/vks) .
- Организационно-техническое и информационное сопровождение Конкурса осуществляет региональная рабочая группа. Состав региональной рабочей группы утвержден приказом МО РС (Я) от 13 августа №01-16/3383.
2. Цели задачи конкурса
Цели конкурса:
- возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
- обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.
Задачи конкурса:
- создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
- укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
- актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
- предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
- развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
- актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
- выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста; привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
- продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем. способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
- обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
3. Участники конкурса
3.1. Участниками Конкурса являются обучащиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Конкурс проводится среди 4 возрастных групп:
1 возрастная группа - обучающиеся 4 – 5 классов;
2 возрастная группа - обучающиеся 6 – 7 классов;
3 возрастная группа - обучающиеся 8 – 9 классов;
4 возрастная группа - обучающиеся 10 – 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
3.3. Участие в Конкурсе добровольное.
3.4. Языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.
4.Порядок проведения конкурса
4.1.
1 этап – очный (на базе образовательной организации): прием заявок на участие в Конкурсе; написание конкурсных работ; определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 25 сентября 2015 года;
2 этап – заочный(муниципальный) определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 5 октября 2015 года;
3 этап – заочный (региональный): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 15 октября 2015 года;
4 этап – заочный (федеральный): работа жюри федерального этапа - до 25 октября 2015года; определение победителей и призеров Экспертным советом Конкурса – до 31 октября 2015 года.
- . Порядок проведения школьного и муниципального этапов Конкурса определяется соответствующими Положениями, разработанными на основе настоящего Положения. Положение о проведении школьного и муниципального этапов Конкурса разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
- . 1 этап Конкурса (очный) проводится на базе образовательных организаций. Работы выполняются обучающимися в письменном виде. Образец оформления конкурсной работы представлен в методических рекомендациях.
Время написания конкурсной работы:
- для обучающихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
- для обучающихся 6 – 7классов: 3 астрономических часа (180 минут);
- для обучающихся 8 – 9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
- для обучающихся 10 – 11 классов и среднего профессионального образования: 4 астрономических часа (240 минут).
4.4. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
4.5. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
4.6. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный заранее цитатник (по определенному тематическому направлению). Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.
4.7. 2 этап Конкурса (муниципальный) проводится в заочной форме.
На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ от образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые позиции рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.
4.8. 3 этап Конкурса (региональный) проводится в заочной форме.
На 3 (региональный) этап Конкурса передается 4 работы (по одной от каждой возрастной группы), занявшие первые позиции рейтинговых списков 2 этапа Конкурса.
4.9. Оценка конкурсных работ на всех этапах Конкурса проводится жюри соответствующего этапа Конкурса по определенным настоящим Положением критериям.
Образцы оформления протоколов жюри предлагаются в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.
5. Содержание конкурса
5.1. Тематические направления конкурса в Республике Саха (Якутия):
1 тематическое направление: Биография и творчество А.П.Чехова
2 тематическое направление: Биография и творчество А.С.Грина
3 тематическое направление: Сказочная поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
4 тематическое направление: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
5 тематическое направление: Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
6 тематическое направление: « Великая Отечественная война в истории моей семьи»
7 тематическое направление: «Известные предприниматели-меценаты Сибири»
5.2. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
5.3. Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
5.4. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
6. Требования к выполнению конкурсных работ
6.1. К Конкурсу допускаются работы, оформленные в формате А4 с полями, в объеме: 4 – 5 класс – 1-2 стр.; 6 – 7 класс – 2-3 стр.; 8 – 9 класс – 2-3 стр.; 10—11 класс – 3-4 стр. рукописного текста, не имеющие помарок, зачеркиваний, следов грязи и механического воздействия.
6.4. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей-участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить и предоставить в Рабочую группу школьного уровня регистрационную заявку.
6.5. На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению работы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков предоставления.
- Организация проведения Конкурса
7.1. Для организационно – технического и информационного обеспечения Конкурса в муниципальных районах и городских округах создаются соответствующие рабочие группы:
рабочая группа 1 этапа Конкурса (на базе образовательной организации) формируется и утверждается администрацией образовательной организации;
рабочая группа 2 этапа Конкурса формируется и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
7.2. Для оценки работ участников Конкурса и определения победителей и призеров Конкурса на всех этапах проведения Конкурса создаются жюри Конкурса.
7.3. Состав жюри каждого этапа Конкурса формируется рабочей группой Конкурса соответствующего этапа.
7.4. Победители и призеры 1,2,3 этапов Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ жюри каждого этапа. Результаты оценивания оформляются и передаются в рабочую группу следующего этапа в виде рейтингового списка участников соответствующего этапа Конкурса.
- Критерии оценки конкурсных работ
8.1.Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:
1.Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса.
2. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра).
3. Композиция сочинения.
4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения.
5. Художественность сочинения.
6. Общее читательское восприятие текста сочинения (дополнительный балл по усмотрению федерального жюри).
Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
8.2. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 5. Итоговая сумма баллов, выставленных одним жюри за одну конкурсную работу, не может превышать 100 баллов.
№ |
Критерий |
Показатели |
Оценка в баллах |
|
1 |
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса
|
1.1.соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса |
1-5 |
|
1.2.знание литературного материала. Входящего в тематику Конкурса |
1-5 |
|||
1.3.оригинальность формулировки темы сочинения |
1-5 |
|||
1.4.адекватность темы сочинения выбранному жанру |
1-5 |
|||
1.5.соответствие темы и содержания |
1-5 |
|||
2 |
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) |
2.1.наличие в сочинении признаков выбранного жанра |
1-5 |
|
2.2.соответствие содержания сочинения выбранному жанру |
1-5 |
|||
3 |
Композиция сочинения
|
3.1.цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения |
1-5 |
|
3.2.соответствие композиции выбранному жанру |
1-5 |
|||
3.3.соответствие композиции содержанию |
1-5 |
|||
3.4.оригинальность композиции |
1-5 |
|||
4 |
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения |
4.1.заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах |
1-5 |
|
4.2.соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
1-5 |
|||
4.3.воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции |
1-5 |
|||
5 |
Художественность сочинения |
5.1.богатство лексики |
1-5 |
|
5.2.разнообразие синтаксических конструкций |
1-5 |
|||
5.3.использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур ( антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.) |
1-5 |
|||
5.4.использование афоризмов, цитат, пословиц |
1-5 |
|||
5.5.наличие оригинальных образов |
1-5 |
|||
5.6.грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) |
1-5 |
|||
Максимальный балл |
100 |
|||
6 |
Общее читательское восприятие текста сочинения |
Дополнительный (вариативный) критерий. Выставляется на федеральном этапе Конкурса |
1-5 |
|
8.3. Каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем тремя членами жюри. Проверка работ производится в соответствии с возрастной группой участника.
8.4. Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем тремя членами жюри и Председателем жюри.
- Подведение итогов и награждение победителей и призеров конкурса
9.1. Победители и призеры регионального, муниципального и школьного этапов Конкурса определяются решением Жюри и Рабочих групп соответствующих этапов Конкурса.
9.2. Итоговые результаты Конкурса, утвержденные Рабочей группой федерального этапа Конкурса, публикуются на сайте Конкурса.
9.3. Поощрение победителей и призеров Конкурса: все призеры (участники) федерального этапа Конкурса награждаются дипломами призера Всероссийского конкурса сочинений (по 5 номинациям); победители федерального этапа Конкурса награждаются дипломами победителя Всероссийского конкурса сочинений; на федеральном уровне по итогам Всероссийского конкурса сочинений издается сборник сочинений – победителей Конкурса.
9.4. На региональном, муниципальном и школьном этапах Конкурса победители могут быть награждены дипломами победителя соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений, остальные участники – дипломами участника соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Поскольку Конкурс должен способствовать созданию ситуации успеха для значительного числа учащихся разных возрастов. То поощрение должны получить все участники на всех этапах Конкурса.
На очном этапе можно рекомендовать слоздание «альтернативного жюри». Работы размещаются на школьном сайте, и в течение нескольких дней организуется их обсуждение и голосование. Работа, получившая наибольшее количество голосов, может быть отмечена «Призом зрительских симпатий», также возможно награждение в номинациях, например, «Самая обсуждаемая работа», «Сочинение, вызвавшее полемику» и т.д.
Партнеры проведения Конкурса на 1, 2, 3 этапах имеют право учредить специальные номинации для участников Конкурса.
9.5. По итогам регионального этапа Конкурса издается сборник сочинений.
Приложение 1
к Положению о проведении регионального этапа
Всероссийского конкурса сочинений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ
Порядок проведения школьного этапа Конкурса
Перед началом работы для участников Конкурса проводится инструктаж по вопросам оформления конкурсных работ.
Во время написания конкурсных работ на базе образовательной организации члены рабочей группы находятся в аудиториях и обеспечивают соблюдение порядка и правил участия в Конкурсе.
По окончании написания конкурсной работы участник сдает ее членам рабочей группы очного этапа Конкурса. Рабочая группа передает все конкурсные работы председателю жюри Конкурса школьного этапа.
Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений ((сайт конкурса: http://www.apkpro.ru/vks) .
На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ из числа лучших от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.
От каждой малокомплектной образовательной организации, образовательной организации начального общего, основного общего образования, среднего общего образования на 2 этап Конкурса передается по 1 работе от каждой из возрастных групп, которые представлены в образовательной организации. О каждой образовательной организации среднего профессионального образования на 2 этап Конкурса передается 1 работа от одной возрастной группы.
Отобранные работы передаются председателем рабочей группы школьного этапа председателю рабочей группы муниципального этапа Конкурса.
На муниципальный этап могут быть представлены как оригиналы работ, так и сканированные электронные копии в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объёмом не более 3 МБ.
Порядок проведения муниципального этапа Конкурса
2 этап Конкурса (муниципальный) проводится в заочной форме.
Председатель рабочей группы передает работы участников, полученные от председателя рабочей группы очного этапа Конкурса, председателю жюри муниципального этапа Конкурса. Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений.
Оцененные работы передаются председателю рабочей группы муниципального этапа Конкурса. Члены рабочей группы муниципального уровня составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20% от общего числа участников Конкурса, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей заочного 2 этапа (муниципального) Конкурса.
Председатель рабочей группы муниципального этапа передает председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса (на 3 этап) 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков 2 этапа Конкурса.
На региональный этап могут быть представлены как оригиналы работ, так и сканированные электронные копии в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объёмом не более 3 МБ.
Порядок проведения регионального этапа Конкурса
3 этап Конкурса (региональный) проводится в заочной форме.
Председатель рабочей группы передает работы участников, полученные от председателя рабочей группы муниципального этапа Конкурса, председателю жюри регионального этапа Конкурса.
Конкурсные работы хранятся в сейфе.
Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений.
Оцененные работы передаются председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса. Члены рабочей группы составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20% от общего числа участников Конкурса, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей 3 этапа (регионального) Конкурса.
Председатель рабочей группы регионального этапа Конкурса передает председателю рабочей группы федерального этапа Конкурса 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков 3 этапа Конкурса.
На 4 (федеральный) этап Конкурсные работы принимаются в сканированном виде в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объёмом не более 3 МБ.
Требования к оформлению конкурсных сочинений
Участник Всероссийского конкурса сочинений выполняет работу очно, на базе своей образовательной организации, в день, установленный рабочей группой 1 этапа Конкурса, в срок, определенный Положением о Конкурсе (до 25 сентября 2015 года).
Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются). Наличие цветного принтера для распечатки бланков не обязательно.
Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст (за исключением случаев, предусмотренных для участников с ограниченными возможностями здоровья, которые описаны в соответствующих методических рекомендациях).
Все страницы чистовика должны быть проштампованы внизу справа печатью образовательной организации.
Титульный лист чистовика оформляется отдельно и не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы.
Титульный лист чистовика должен иметь в верхнем левом углу логотип Всероссийского конкурса сочинений (Интернет-страница Конкурса: http://www.apkpro.ru/baners_vks.html).
Название субъекта Российской Федерации, населенного пункта и образовательной организации заполняется на компьютере членами Рабочей группы Конкурса очного этапа. Остальные строки участник под контролем организатора аудитории или другого ответственного лица согласно Положению о рабочей группе очного I (на базе образовательной организации) этапа заполняет самостоятельно печатными буквами.
Работа выполняется с одной стороны листа, вторая остается пустой (для удобства сканирования).
Страницы конкурсной работы должны быть пронумерованы, номера страниц проставляются снизу посередине.
Работа выполняется темно-синими чернилами (для удобства сканирования и последующего типографского воспроизведения, если работа войдет в итоговый сборник сочинений-победителей).
Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется (на полях или отдельном листе А4).
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим
направлениям:
«История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
«О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
«Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр –очерк.
«Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
«…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
«В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
«История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы Великой Отечественной войны). Жанр – рассказ, очерк.
Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на конкурсе повлечет за собой СНИЖЕНИЕ БАЛЛОВ.
Образец регистрационной заявки на участие во Всероссийском конкурсе сочинений
Заявка
на участие во Всероссийском конкурсе сочинений
Наименование субъекта РФ _____________________________________
Наименование муниципального образования _____________________
ФИО (полностью) участника Конкурса ___________________________
Класс (курс), в (на) котором обучается участник ___________________
Почтовый адрес участника ______________________________________
Электронная почта участника ___________________________________
Контактный телефон участника __________________________________
ФИО (полностью) учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений ________________________________________________________________
Контактный телефон учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений ______________________________________________________________
Электронная почта учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений ______________________________________________________________
Полное название образовательной организации ______________________________________________________________
Почтовый адрес образовательной организации (с индексом) ______________________________________________________________
Электронная почта образовательной организации __________________________________________________________________
Телефон образовательной организации (с кодом населенного пункта) ______________________________________________________________
Согласие участника (законного представителя) на обработку персональных данных и публикацию конкурсного материала _______________________________________________________________
Подпись участника Конкурса ____________________________________
Подпись руководителя образовательной организации (ФИО) _______________________________________________________________
Работы выполняются обучающимися в письменном виде чернилами синего цвета.