Информация о секционных заседаниях Сентябрьского совещания работников образования г. Якутска
Секционные заседания по теме
«Пути повышения эффективности и результативности
психолого-педагогического, социального и логопедического сопровождения образовательного процесса и его участников»
17 сентября 2015 года состоялись секционные заседания в рамках Сентябрьского совещания работников образования ГО «город Якутск». Всего работало 3 секции, в работе которых приняло участие 183специалиста, по итогам деятельности выработаны предложения и рекомендации для внесения в резолюцию совещания.
Во время работы секции, посвященной психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, начального общего и общего образования«Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания: эксперимент, инновации, современные направления – путь к качественным услугам»(руководители секции – Александрова Е.С., Колодкина Л.Ю. – МОБУ ЦППР К ДП), обсуждены проблемы и вопросы создания условий для совершенствования профессиональной деятельности и компетенции педагогов-психологов как фактора, влияющего на качество образования детей. В работе секции приняло участие 67 педагогов-психологов ОУ и ДОУ.
В ходе работы секции выступили опытные психологи из различных школ и детских города. Так, на тему «Механизмы обеспечения преемственности «детский сад-школа» в целях повышения качества образования» выступило 5 психологов, рассказывающих о опыте преемственности «детский сад-школа», реализующемся в их образовательном учреждении. Среди выступающих были: Васильева Р.С. – педагог-психолог МБДОУ Д/с «Золотая рыбка», Захарова А.М. – педагог-психолог МБДОУ Д/с №56 «Пушинка», Посельская Л.А. – педагог-психолог МБДОУ Д/с № 95 «Зоренька», Сакердонова С.И., Соколова И.Ю. – педагоги-психологи МОБУ СОШ №29.
Участники выслушали и обсудили также выступление Лахмостовой С.А. – педагога-психолога МОБУ ГКГ на тему: «Психологическое сопровождение формирования личностных УУД в условиях ФГОС». Тарская К.Е. – педагог-психолог МОБУ СОШ №15 поделилась опытом «Психолого-педагогическая система работы классного руководителя, направленная на становление личности школьника». Так же выступили: Скорая И.В. – педагог-психолог МОКУ С(К)ООШ №22 на тему «Организация школьного психолого-педагогического консилиума», Луговая Л.А. – педагог-психолог МОБУ ЯГНГ «Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в системе «Школа - вуз» (из опыта работы МОБУ ЯГНГ)» и Рунова О.Л. – педагог-психолог МОБУ СОШ №10 «Психологическое сопровождение профильного самоопределения обучающихся в условиях общеобразовательной школы».
По итогам выступлений, после их обсуждений, обмена мнениями:
- предложено внедрить обязательную систему преемственности «детский сад-школа» как важнейшего фактора качества образования;
- выявлена необходимость мер по усилению психолого-педагогических диагностических мероприятий, обеспечивающих наличие действующего банка данных о развитии умений учащихся по применению полученных знаний в различных ситуациях; комплексных предметных и интеллектуальных умений (в том числе – УУД), в виде компьютеризации диагностической деятельности;
- констатирована необходимость совершенствования комплексного подхода для составления индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством дополнения кадрового состава педагогов специалистами узкого профиля, как один из путей достижения нового качества образования;
- определена важность и необходимость всестороннего развития ключевых компетенций педагога-психолога и стимулирование его творческой деятельности; мотивирование к созданию инновационных программ, проектов, в том числе – грантовых; и предложен ряд мероприятий, направленный на стабильное повышение их квалификации.
Для реализации внесенных предложений необходимо:
1) создать рабочую группу с полномочиями разработки и апробации программы преемственности «детский сад-школа» (нормативно-правовая база, документация, механизмы, контроль, отчетность, инструментарий, мероприятийная база и т.п.);
2) включить представителей из числа педагогов-психологов и учителей-логопедов в состав Совета по качеству образования;
3) обеспечить наличие комплексной программы «Эффектон» в каждой психологической службе ОУ и ДОУ, как минимального ресурса для реализации требований ФГОС 2 поколения в части психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
4) сформировать муниципальное задание для ОУ и ДОУ с учетом актуального запроса заказчика/потребителя на получение услуг учителя-логопеда и учителя-дефектолога;
4) ежегодно включать в план мероприятий Управления образования проведение конкурсов «Психолог года» для ОУ и ДОУ;
5) включить в учебный план ОУ уроки психологии, начиная с 1 класса;
6) создать редакционный совет из числа специалистов ОУ и ДОУ для создания методической базы распространения и перенятия передового опыта деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
7) рекомендовать руководителям ОУ и ДОУ при оценке и экспертизе деятельности педагогов-психологов, а также при их премировании принять показатели и критерии, предложенные инициативной группой из числа членов городского методического объединения психологов (план на 2016 год);
8) предоставить возможность повышения квалификации педагогов-психологов за пределами РС(Я) для расширения практического опыта и стажировки на местах.
Практическим завершением работы секции стало открытое занятие «Счастье внутри нас», которое представила Пшенникова А. М., педагог-психолог МОБУ НПСОШ №2, победитель Республиканского конкурса «Психолог года-2015». В течение занятия участники визуализировали своё представление о счастье, а также создавали своё опредмеченное представление о счастье.
Завершал работу секций круглый стол, на котором присутствовало по 2 – 3 представителя из каждой секции, а также приглашенные эксперты: Охлопков Егор Афанасьевич, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Управления образования ОА г. Якутска, Юдина Ирина Александровна, заведующий кафедры специального образования Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова. Участники круглого стола заслушали разработанные рекомендации и предложения, обсудили и откорректировали, в завершение работы участники единогласно проголосовали за их принятие.
21 сентября на базе МОБУ ГКГ в рамках Сентябрьского совещания работников образования состоялся городской семинар учителей иностранных языков:
«Новое качество образования: формирование языковой компетенции в преподавании ИЯ»
Приняли участие 86 учителей иностранных языков. На семинаре рассматривались следующие вопросы:
№ |
Тема |
ФИО выступающего |
1 |
«Новое качество образования: результативность работы городского МО учителей ИЯ» |
Е.Е.Григорьева, гл. специалист ОРОУО г. Якутска |
2 |
«Антропоцентрический компонент обучения ИЯ» |
М.М.Фомин, д.п.н., профессор-исследователь КМПИЯ ИЗФиР СВФУ |
3 |
«Формирование языковой компетенции учащихся в образовательном пространстве гимназии» |
Т.А.Иванова, учитель английского языка МОБУ ГКГ, зав МО учителей ИЯ |
4 |
«Совершенствование языковых навыков через международные проекты» |
К.С.Желонкина, учитель немецкого языка МОБУ ГКГ |
5 |
«Повышение мотивации к изучению 2-го ИЯ: результаты и перспективы» |
М.Ж.Оросина, учитель французского языка МОБУ ГКГ |
6 |
«Проектная деятельность в МОБУ ЯГНГ» |
П.И.Онуфриев, учитель английского языка МОБУ ЯГНГ |
7 |
Проект резолюции Сентябрьского совещания |
|
8 |
Рефлексия |
|
Рекомендации секции:
В области общего образования
- Развивать систему сетевой организации обучения и взаимодействия, разработать Положение, определить механизмы предоставления образовательных услуг, установить социальное партнерство
- Практиковать проведение семинаров по обмену инноваций (мероприятий, конкурсов, олимпиад)
- В связи с тем, что, иностранный язык один из основных предметов по требованиям ФГОС, а так же изучение второго иностранного языка является обязательным, то по новым стандартам необходимо пересмотреть распределение часов в сторону увеличения.
- Участвовать в международных образовательных проектах.
- Разработать сайт учителей иностранных языков.
- Организовать методическое сопровождение, пополнение методической литературы.
- Организовать мониторинг выпускников. связавших карьеру с профессией учитель иностранных языков, рекламировать таких учителей
- Решить проблему методического дня
В области дополнительного образования
- Стимулировать одаренных детей
В области повышения квалификации и методической работы:
- Организовать работу по обмену с другими странами
- Возобновить проведение авторских курсов с выдачей удостоверений повышения квалификации
23 сентября в МОБУ ЯГНГ состоялся круглый стол учителей истории и обществознания по теме: «Новое качество образования по истории и обществознанию: цели, задачи, результаты педагогической деятельности».
Приняли участие70 учителей школ города.
При всех изменениях и новациях в историческом образовании, ключевую роль в обеспечении условий для реализации образовательных и мировоззренческих задач школьного курса по истории и обществознанию играет учитель. Обсудив условия повышения качества, обеспечения социального заказа, предлагаются следующие рекомендации:
1 .Расширить историко-культурологическую, психолого-педагогическую и информационно-технологическую тематику в методическом сопровождении и планах самообразования учителей школ города, обмен опытом работы.
2. Организовать оперативный обмен информацией по новшествам и актуальным проблемам, сетевые консультации по подготовке к итоговой аттестации
3. Проводить обучающие семинары по подготовке к ЕГЭ опытными учителями.
4. Обобщить опыт учителей, работающих по программе ФГОС
5. Продолжить работу с одаренными детьми.
6 .Применять различные подходы к организации и реализации качественной подготовки к итоговой аттестации.
7. Методическое сопровождение молодых учителей ( курсы. практические семинары )
8. Организовывать педагогические десанты в улусы
Методический семинар учителей математики г.Якутска.
В рамках сентябрьского совещания работников образования 24 сентября 2015г. в МОБУ СОШ №7 состоялся методический семинар учителей математики по теме «Новое качество образования по математике: цели, задачи, результаты педагогической деятельности». На заседании поднимались вопросы по проблемным аспектам современного школьного математического образования.
В обсуждении актуальных вопросов математической компетентности учителя и обучающихся приняли участие представители Управления образования Окружной администрации ГО «город Якутск», Института развития образования и повышения квалификации, СВФУ им. М. К. Аммосова, члены городского научно-методического Совета учителей математики и педагоги городских школ.
Программа методического семинара включала выступления о педагогической деятельности математического сообщества и обсуждение поднятых вопросов в форме круглого стола.
На сентябрьском совещании работников образования рассмотрены основные проблемы и задачи развития столичного образования, важные направления в работе образовательной системы города.
О роли математики в современных условиях развития республики и планах реализации концепции математического образования выступил Егоров В.А., директор ФМФ «Ленский край» в своем выступлении « Концепция развития математического образования в РС (Я)».
Владимир Анатольевич ознакомил участников семинара с планом мероприятий для совершенствования государственной политики в области физико-математического образования.
Участникам семинара представлены достижения республиканских школьников, поднят вопрос о стремлении к воспитанию победителей и призеров математических олимпиад разного уровня.
На семинаре выделена работа с одарёнными детьми и олимпиадному движению в республике и в столице. О планировании этого движения по математике, качестве внеурочной работы учителей математики и достижениях республиканских школьников выступили Семёнова Галина Александровна, заместитель директора по организационно-методической работе ФМФ «Ленский край» с темой «Организация математических олимпиад школьников в РС(Я)» и с анализом и предложениями по работе с одаренными детьми в городе» выступила Ефремова Л.И., учитель математики МОБУ ФТЛ .
Главным ресурсом достижения нового качества образования, бесспорно, является учитель, педагог. Какова основа качественной подготовки будущих учителей математики? Об этом в своем выступлении «Компетентностный подход к профессиональному обучению - основа качественной подготовки будущих учителей математики» сообщил Ефремов Валентин Павлович, к.п.н., заведующий кафедрой методики преподавания математики Института математики и информатики Северо-Восточного Федерального университета им.М.К.Аммосова. Был поднят вопрос качественной подготовки будущих учителей математики в высшей школе.
С преемственностью как залогом успешного формирования профессиональной компетентности молодых учителей математики продолжила разговор Петрова С.А., учитель математики МОБУ НПСОШ№2.
Итоги основных государственных экзаменов за последние 3 года показывают стабильность качества результатов по многим предметам. Многие школы республики превысили уровень российских результатов. Тем не менее, уровень сдачи ЕГЭ по математике из года в год остается невысоким. С кратким сравнительным анализом по итогам ЕГЭ по математике по России и республики ознакомила Дедюкина Любовь Лукинична, руководитель Центра по работе с одаренными детьми ИРО и ПК.
Каковы проблемы ОГЭ по математике и перспективы их реализации – основа выступления Федотовой Миланы Егоровны, к.п.н., заведующей кафедрой довузовского образования Факультета довузовского образования и профориентации Северо-Восточного Федерального университета им.М.К.Аммосова, председателя предметной комиссии по проверке работ ОГЭ по математике в 2015 году. Она обратила внимание педагогов на типичные ошибки при выполнении экзаменационных работ. Даны рекомендации учителям по подготовке к экзаменам.
Система работы городского методического объединения одобрена педагогическим сообществом, которую с анализом итогов представила руководитель Оглоблина В.С.
В прениях круглого стола выступили руководители творческих групп научно-методического Совета учителей математики.
К позитивным тенденциям развития качества образования можно отнести методические семинары по предмету. Школами накоплен определённый опыт инновационной деятельности и как безусловный эталон столичного образования является двигателем развития математического образования. О практико-ориентированных и методическихсеминарах учителей математикигорода Якутска выступили Самсонова Любовь Ивановна и Бачаева Надежда Викторовна.
Научно-технический и социальный прогресс общества повысил требования к образованности и культуре человека, вызвал необходимость модернизации системы образования. Освоение технологии информационно-интеллектуальной компетентности и её апробация в школах города - основа планомерной работы ГМО. В городе проводится апробация развивающей технологии ТРИИК, с результатами которой сообщила Винокурова Е.И., учитель Хатасской СОШ.
Одним из целевых ориентиров развития столичного образования по рекомендациям сентябрьского совещания является внедрение критериального подхода в оценке качества образования образовательных учреждений. А какова самооценка профессиональной деятельности нашего учителя? Об особенностях и изменениях проведения аттестации выступила Иванова Надежда Николаевна.
Перспективы развития деятельности городского методического объединения по повышению качества математического образования предложены Будищевой Н.Н., учителем СОШ№33.
За последние 5 лет в городе сформирована целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса, направленная на всестороннее профессиональное совершенствование каждого учителя.
Работа методического объединения учителей математики школ г. Якутска направлена на использование современных образовательных технологий как фактора совершенствования качества образовательного процесса, на развитие учительского потенциала, творческой личности школьника, формирование позитивного мышления у всех участников образовательного процесса. Методическая работа в образовательных учреждениях создаёт условия для реализации задач, определённых целью единой методической темы городского методического объединения. Методсовет является лабораторией педагогического мастерства, одним из условий развития профессионализма каждого учителя математики. Работа школьных методических объединений направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями.
В целях повышения качества образования, а также достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества, государства рекомендуется:
Отделу развития образования:
- совершенствовать методическое сопровождение, позволяющее обеспечить эффективное введение ФГОС основного общего образования в школах г. Якутска;
- способствовать распространению инновационного педагогического опыта, направленного на формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества;
- проводить систематическую работу по непрерывному повышению квалификации педагогических кадров;
- обобщить опыт работы образовательных учреждений города по внедрению ФГОС основного общего образования в городе Якутске.
Руководителям ОУ:
- создавать образовательную среду, способствующую формированию ключевых компетентностей, социализацию и нравственное поведение в обществе всех участников образовательного процесса;
- создавать условия для личностного и профессионального роста, самореализации педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ориентировать педагогов на ценностные установки, цели, задачи, определенные федеральным государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, направленной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение педагогов, родителей, обучающихся при введении ФГОС основного общего образования;
- обеспечить преемственность между начальной и основной школы по основным направлениям ФГОС;
- создавать современные комфортные условия обучения, здоровьесберегающую среду, способствующую развитию личности школьника.
Учителям математики:
- создавать условия для поддержки и развития интеллектуальных способностей обучающихся, развития их духовно-нравственных качеств;
- обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
- воспитывать высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина;
- развивать творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей, сохранять и поддерживать индивидуальность каждого ребенка;
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
Семинар прошёл продуктивно и принята резолюция с рекомендациями к учебной работе и внеурочной деятельности по математике, в которой отражены действия администрации и учителя по качеству математического образования.