Приказы УО по месячникам психологического здоровья обучающихся и профилактике безнадзорности
ПРИКАЗ УО г. Якутска от «_28_» сентября 2015 г. №_01-10_/_678_"О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»
Приложение к приказу МО РС(Я)№01-16/3961
от 25 сентября 2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»
- Общие положения:
1.1 Настоящее Положение о проведении Месячника психологического здоровья обучающихся в Республики Саха (Якутия) (далее - Месячник) определяет цели, задачи, порядок проведения и подведения итогов.
1.2 Месячник проводится для реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья обучающихся в образовательной среде.
Сроки проведения Месячника - 2 раза за учебный год:
- осенний - с 15 октября по 15 ноября;
- весенний – с 01 марта по 01 апреля.
2. Цель: реализация превентивных психолого-педагогических мер, направленных на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни среди детей и подростков;
- Задачи Месячника:
- реализация образовательных программ и проведения мероприятий, направленных на формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
- проведение мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение ими педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов;
- проведение мероприятий, направленных на повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей, обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации;
- активизация деятельности общественных организаций, формирование в социуме нетерпимого отношения к каждому случаю физического и душевного неблагополучия ребенка.
4. Порядок проведения Месячника:
- Порядок проведения Месячника определяется настоящим Положением, на основании которого муниципальными управлениями образованием разрабатываются планы проведения Месячника на уровне района (города), администрацией общеобразовательной организации на уровне своего учреждения.
- Проведение Месячника обеспечивается через комплексное взаимодействие всех специалистов общеобразовательной организации (администрации школы, педагогического коллектива), направленное для всех участников образовательных отношений. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется под руководством заместителя директора образовательной организации, при участии классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов.
- Рекомендуемые методические пособия:
- Сборник нормативно-правовых документов РЦ ПМСС МО РС (Я), г. Якутск, 2014.;
- Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013.;
- Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013.;
- Казаринов Ю.Л., Шагабудтинова И.В. Деятельность социального педагога по профилактике наркомании в подростково-молодежной среде / Методические рекомендации. – Якутск, 2014.;
- Костина А.Ю., Смоленская Е.В., Алешина Т.С., Афанасьева Е.Л., Неустроева С.П., «Семейная профилактика наркотизма» (методические рекомендации для родителей) / Методическое пособие. – Якутск, 2014.
- «Ранние признаки немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» / Методические рекомендации. – Якутск, 2014.
- «Инновационно-просветительский проект «Воспитание ответственностью»/ Методическое пособие. – Якутск, 2014.
- Рекомендуемые мероприятия:
-
- Для обучающихся:
- Диагностическая работа*(в групповой и индивидуальной форме) проводится с целью раннего выявления эмоциональных расстройств или проблем в усвоении социально принятых норм поведения, психологического климата в классе. Количество обучающихся для психодиагностики определяется педагогом-психологом образовательной организации с учетом особенностей условий микросоциума (тип школы, общее количество детей, штатная единица психолога, оснащение рабочего места, выделение часов для проведения диагностической работы и др.) В дополнение к «Единому инструментарию школьного психолога» рекомендуется использование следующих психодиагностических методик (по выбору):
- для обучающихся 1-6 классов – методика «Фейс-тест» и «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1985);
- для 7-11 классов - опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (первичная и прослеживающая версии, см. сборник Семеновой Н.Б.); «Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)», Шкала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой), «НСВ – 10», Методика незаконченные предложения, Оценка эмоционального климата в классе «Фейс-тест» или социометрические методики;
* Диагностическая работа с детьми с ОВЗ (I-VIII виды) проводится по выбору педагогов психологов школ, согласно особенностям развития и рекомендациям ПМПК.
- Организация и проведение групповых развивающих занятий с 1 по 11 класс:
- уроки психологии или занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков (умения преодолевать стрессовые ситуации, выбирать конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций, выработки мотивации достижения успеха и др.), развитию коммуникативных навыков и конструктивного взаимодействия, уверенного поведения, обучение основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции и др.;
- мероприятия с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных и других организаций, на актуальные для современных детей и подростков темы (о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом и др.): классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы и другие интерактивные формы;
- привлечение обучающихся к организации различных мероприятий и составлению программ, в том числе, по формированию здорового образа жизни, профилактике отклоняющегося поведения и т.д.;
- развитие форм ученического самоуправления, волонтерского движения «Сверстник-сверстнику», групп само- и взаимопомощи Служб школьного примирения с целью повышения активности самих подростков, формирования у них чувства ответственности за свою жизнь, навыков самоорганизации и самореализации.
- Организация работы с обучающимися, находящимися в кризисном состоянии (выявленных по результатам диагностического обследования: с эмоциональными расстройствами (высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость и др.), имеющими проблемы в усвоении социально принятых норм поведения (часто пропускающие школьные занятия без уважительной причины, склонные к аддиктивному поведению, периодически совершающие уход из дома и др.); подвергшиеся жестокому обращению со стороны взрослых и сверстников; переживающих острую стрессовую ситуацию (психотравму) в результате потери близких; совершивших ранее попытку суицида; пережившие чрезвычайную ситуацию различного характера и др.:
- отслеживание психоэмоционального состояния (наблюдение, беседы и др.)
- работа с родителями и другими членами семьи: беседа, консультирование, визитирование (по необходимости);
- содействие в организации занятости обучающихся во внеурочное время;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий и др.
4.2. Для педагогов:
4.2.1. Информационно-просветительская работа по позитивной профилактике.
4.2.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу Балинта и т.д.).
4.3. Для родителей (законных представителей):
4.3.1. Информационно-просветительская работа: информирование об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, признаках проявления отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) детей и подростков, способах конструктивного разрешения конфликтов в семье и другое;
4.3.2. Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских отношений повышение ценности семейных отношений;
4.3.3. Комплексная помощь семьям в кризисных ситуациях на основе междисциплинарного взаимодействия со специалистами здравоохранения, социального обеспечения, службой занятости и общественными организациями социума и др.
5. Предлагаемые мероприятия по укреплению и сохранению психологического здоровья обучающихся должны проводиться с учетом актуальных проблем и особенностей социума и, нести позитивную направленность на основе партнерских отношений и современных форм организации. В период проведения Месячника следует уделить особое внимание обеспечению занятости и развивающего досуга детей и подростков, особенно в каникулярный период.
6. Сводные отчеты муниципальных управлений образованием о проведении Месячника (с анализом эффективности проведенных мероприятий и предложениями по совершенствованию организации Месячника) представить в письменном и табличном варианте в РЦ ПМСС МО РС (Я) по электронному адресу rdrmc@mail.ru в срок:
осенний – до 25 ноября;
весенний - до 10 апреля.
7. Анализ и оценка эффективности проведения Месячника в целом по республике определяется Министерством образования РС (Я) на основе представленных отчетных материалов ГБОУ «РЦ ПМСС» МО РС (Я):
осенний - до 05 декабря;
весенний – до 20 апреля.
8. По итогам анализа и проведения Месячника Министерство образования РС (Я) принимает необходимые меры по повышению качества организации работы по профилактике отклоняющегося (в том числе аутоагрессивного) поведения среди обучающихся общеобразовательных организаций.
Статистический отчет о проведении
Месячника психологического здоровья обучающихся
в образовательных организациях муниципального района
Таблица 1
Количество школ, классов и обучающихся 1- 11 классов в районе (на текущий уч.г.)
|
Количество в районе образовательных организаций |
Кол-во в районе комплект-классов: |
Количество в районе обучающихся:
|
|||||
|
НОШ |
СОШ |
1-4кл |
5-8кл |
9-11кл |
1-4кл |
5-8кл |
9-11кл |
Всего по району |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Количество ОО, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами
профилактической работы во время Месячника (с 1-4 кл.)
Классные часы |
Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану) |
Коррекционно-развивающие занятия и/или тренинги (по запросам) |
Индив. психол. консультации |
Диагностика |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для педагогов |
||||||||||||
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. ур./зан. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. зан./тр. |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
родителей |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
педагогов |
|
|
|
Количество ОО, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами
профилактической работы во время Месячника (с 5-8 кл.)
Классные часы |
Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану) |
Коррекционно-развивающие занятия и/или тренинги (по запросам) |
Индив. психол. консультации |
Диагностика |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для педагогов |
||||||||||||
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. ур./зан. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. зан./тр. |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
родителей |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
педагогов |
|
|
|
Количество ОУ, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами
профилактической работы во время Месячника (с 9-11 кл.)
Классные часы |
Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану) |
Коррекционно-развивающие занятия и/или тренинги (по запросам) |
Индив. психол. консультации |
Диагностика |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для педагогов |
||||||||||||
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. ур./зан. |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. зан./тр. |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
об-ся |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
родителей |
ОО |
Кол-во пров. меропр. |
педагогов |
|
|
|
Таблица 3
Формы работы с детьми, находящимися в кризисном состоянии
(согласно ВШУ)
Обучающиеся с 1– 4 классы по району, которые состоят на внутришкольном учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них: |
индивидуальная психолого- педагогическая работа |
Групповая психолого- педагогическая работа |
Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии |
||||||
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во семей
|
Кол-во мероприятий |
||||
Индив. консульт/беседа |
Визит-е семьи |
Групповые формы |
Др. |
||||||
С высокой тревожностью на текущий момент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуация жестокого обращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С повед. нарушениями (пропускающие занятия по неуваж. пр., и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму при ЧС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму по потере близких |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающиеся с 5-8 классов по району, которые состоят на внутришкольном учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них: |
индивидуальная психолого- педагогическая работа |
Групповая психолого- педагогическая работа |
Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии |
||||||
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во семей |
Кол-во мероприятий |
||||
Индив. консульт/беседа |
Визит-е семьи |
Групповые формы |
Др. |
||||||
С высокой тревожностью на текущий момент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуация жестокого обращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С повед. нарушениями (пропускающие занятия по неуваж. пр., и др) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму при ЧС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму по потере близких |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершивших ранее попытку суицида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающиеся 9– 11 классов по району, которые состоят на внутришкольном учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них: |
индивидуальная психолого- педагогическая работа |
Групповая психолого- педагогическая работа |
Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии |
||||||
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во обучающихся |
Кол-во мероприятий |
Кол-во семей |
Кол-во мероприятий |
||||
Индив. консульт/беседа |
Визит-е семьи |
Групповые формы |
Др. |
||||||
С высокой тревожностью на текущий момент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуация жестокого обращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С повед. нарушениями (пропускающие занятия по неуваж пр., и др) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму при ЧС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживших психотравму по потере близких |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершивших ранее попытку суицида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего кол-во обучающихся по району, которые состоят на внутришкольном учете, как находящиеся в кризисном состоянии |
|
Таблица 4
Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (1-4 кл.):
- ПДН |
|
- КДН |
|
- социальной зашиты |
|
- здравоохранения |
|
- администрации муниципального района и муниципального поселения |
|
Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (5 - 8кл.):
- ПДН |
|
- КДН |
|
- социальной зашиты |
|
- здравоохранения |
|
- администрации муниципального района и муниципального поселения |
|
Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (9- 11кл.):
- ПДН |
|
- КДН |
|
- социальной зашиты |
|
- здравоохранения |
|
- администрации муниципального района и муниципального поселения |
|
Таблица 5
Контроль проведения Месячника психологического здоровья по району
Кол-во ОО, проверенных муниципальным управлением образования по исполнению Месячника |
|
Кол-во лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за неисполнение требований Месячника и несоблюдение прав несовершеннолетних: |
|
директоров ОО |
|
заместителей директора |
|
педагогов |
|
классных руководителей |
|
социальных педагогов |
|
психологов |
|
Таблица 6
Количество информаций в СМИ (статьи, участие в радио-ТВ передачах, выпуск информационных материалов) реализованных в рамках Месячника по району |
|
Аналитический отчет о проведении
Месячника психологического здоровья обучающихся
Аналитический отчет по итогам проведения месячника в улусе (районе), городском округе составляется в свободной форме согласно следующим пунктам:
- Условия эффективности профилактической работы
- Обеспечение нормативно-правовыми актами
- Кадровое обеспечение
- Финансовое обеспечение
- Методическое обеспечение
- Деятельность
- Работа по целевым группам (обучающиеся, родители, педагоги) по следующим основным направлениям, в сравнении с АППГ (аналогичный период прошлого года):
- Информационно-просветительская работа (классные часы, беседы, лектории, всеобучи, работа со СМИ, издание печатных продукций, конкурсы и др.),
- Диагностическая работа (выявление личностных, эмоциональных, межличностных, поведенческих и др. проблем),
- Коррекционно-развивающая работа (традиционные и интерактивные формы работ) и др.
- Психопрофилактическая работа (межведомственное взаимодействие с органами профилактики);
- Результат эффективности
- Обобщение и оценка эффективности (+/-) по критериям количественные (охват целевых групп, количество проведенных мероприятий) и качественные данные (новые формы проведения мероприятий, внедрение инновационных программ и/или проектов, отзывы о проведении мероприятий, уменьшение количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете школы, уменьшение пропусков уроков по неуважительным причинам, улучшение работы по межведомственному взаимодействию и др.) в сравнении с АППГ.
IV. Проблемы и пути решения
- Предложения по совершенстваванию организации и проведению месячника, повышению эффективности профилактической работы.