Приказы УО по месячникам психологического здоровья обучающихся и профилактике безнадзорности

ПРИКАЗ УО г. Якутска от «_28_» сентября 2015 г.   №_01-10_/_678_"О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»

ПРИКАЗ УО г. Якутска от «_28_» _сентября_2015г.  №_01-10_/_679 "О проведении месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

Приложение к приказу МО РС(Я)№01-16/3961

от 25 сентября 2015г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»

 

  1. Общие положения:

1.1 Настоящее Положение о проведении Месячника психологического здоровья обучающихся в Республики Саха (Якутия) (далее - Месячник) определяет цели, задачи, порядок проведения и подведения итогов.

1.2 Месячник проводится для реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья обучающихся в образовательной среде.

Сроки проведения Месячника - 2 раза за учебный год:

  1. осенний - с 15 октября  по 15 ноября;
  2. весенний – с 01 марта по 01 апреля. 

            2. Цель: реализация превентивных психолого-педагогических мер, направленных на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни среди детей и  подростков;

  1. Задачи Месячника:
    • реализация образовательных программ и проведения мероприятий, направленных на  формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
    • проведение мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение ими педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов;
    • проведение мероприятий, направленных на повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей, обеспечение взаимодействия  семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации;
    • активизация деятельности общественных организаций, формирование в социуме нетерпимого отношения к каждому случаю физического и  душевного неблагополучия ребенка.

4. Порядок проведения Месячника:

  1. Порядок проведения Месячника определяется настоящим Положением, на основании которого муниципальными управлениями образованием разрабатываются планы проведения Месячника на уровне района (города), администрацией общеобразовательной организации на уровне своего учреждения.
  2. Проведение Месячника обеспечивается через комплексное взаимодействие всех специалистов общеобразовательной организации (администрации школы, педагогического коллектива), направленное для всех участников образовательных отношений. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется под руководством заместителя директора образовательной организации, при участии классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов.
  3. Рекомендуемые методические пособия:
  • Сборник нормативно-правовых документов РЦ ПМСС МО РС (Я), г. Якутск, 2014.;
  • Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013.;
  • Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013.;
  • Казаринов Ю.Л., Шагабудтинова И.В. Деятельность социального педагога по профилактике наркомании в подростково-молодежной среде / Методические рекомендации. – Якутск, 2014.;
  • Костина А.Ю., Смоленская Е.В., Алешина Т.С., Афанасьева Е.Л., Неустроева С.П., «Семейная профилактика наркотизма» (методические рекомендации для родителей) / Методическое пособие. – Якутск, 2014.
  • «Ранние признаки немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» / Методические рекомендации. – Якутск, 2014.
  • «Инновационно-просветительский проект «Воспитание ответственностью»/ Методическое пособие. – Якутск, 2014.
    1. Рекомендуемые мероприятия:
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
    1. Для обучающихся:
  • Диагностическая работа*(в групповой и индивидуальной форме) проводится  с целью раннего выявления эмоциональных расстройств или проблем в усвоении социально принятых норм поведения, психологического климата в классе. Количество обучающихся  для психодиагностики определяется педагогом-психологом  образовательной организации с учетом особенностей условий микросоциума (тип школы, общее количество детей, штатная единица психолога, оснащение рабочего места, выделение часов для проведения диагностической работы и др.) В дополнение  к «Единому инструментарию школьного психолога» рекомендуется использование  следующих психодиагностических методик (по выбору):

     - для обучающихся 1-6 классов методика «Фейс-тест» и «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1985);  

     -  для 7-11 классов - опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (первичная и прослеживающая версии, см. сборник Семеновой Н.Б.); «Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)», Шкала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой), «НСВ – 10», Методика незаконченные предложения, Оценка эмоционального климата в классе «Фейс-тест» или социометрические методики;

 

* Диагностическая работа с детьми с ОВЗ (I-VIII виды) проводится по выбору педагогов психологов школ, согласно особенностям развития  и рекомендациям ПМПК.

 

  • Организация и проведение групповых развивающих занятий с 1 по 11 класс:    

     - уроки психологии или занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков (умения преодолевать стрессовые ситуации,  выбирать конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций, выработки мотивации достижения успеха и др.), развитию  коммуникативных навыков и конструктивного взаимодействия, уверенного поведения, обучение основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции и др.; 

                - мероприятия с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных и других организаций, на актуальные для современных детей и подростков темы (о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом и др.): классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы и другие интерактивные формы;

    - привлечение обучающихся к организации различных мероприятий и составлению программ, в том числе, по формированию здорового образа жизни, профилактике отклоняющегося поведения и т.д.;  

-  развитие форм ученического самоуправления, волонтерского движения «Сверстник-сверстнику», групп само- и взаимопомощи Служб школьного примирения с целью повышения активности самих подростков, формирования у них чувства ответственности за свою жизнь, навыков самоорганизации и самореализации.

 

  • Организация работы с обучающимися, находящимися в кризисном состоянии (выявленных по  результатам диагностического обследования: с эмоциональными расстройствами (высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость и др.), имеющими проблемы в усвоении социально принятых норм поведения (часто пропускающие школьные занятия без уважительной причины, склонные к аддиктивному поведению, периодически совершающие уход из дома и др.);  подвергшиеся жестокому обращению со стороны взрослых и сверстников; переживающих острую стрессовую ситуацию (психотравму) в результате потери близких; совершивших ранее попытку суицида; пережившие чрезвычайную ситуацию различного характера и др.:

-   отслеживание психоэмоционального состояния (наблюдение, беседы и др.)

- работа с родителями и другими членами семьи: беседа, консультирование, визитирование (по необходимости); 

-  содействие в организации занятости обучающихся во внеурочное время;

-  проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий и др.

4.2. Для педагогов:

4.2.1. Информационно-просветительская работа по позитивной профилактике.   

4.2.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу Балинта и т.д.).

4.3. Для родителей (законных представителей):

4.3.1. Информационно-просветительская работа: информирование об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, признаках проявления отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) детей и подростков, способах конструктивного разрешения конфликтов в семье и другое; 

4.3.2. Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских отношений повышение ценности семейных отношений;

4.3.3. Комплексная помощь семьям в кризисных ситуациях на основе междисциплинарного взаимодействия со специалистами здравоохранения, социального обеспечения, службой занятости и общественными организациями социума и др.

 

5. Предлагаемые мероприятия по укреплению и сохранению психологического здоровья обучающихся должны проводиться с учетом актуальных проблем и особенностей социума и, нести позитивную направленность на основе партнерских отношений и современных форм организации. В период проведения Месячника следует уделить особое внимание обеспечению занятости и развивающего досуга детей и подростков, особенно в каникулярный период. 

6. Сводные отчеты муниципальных управлений образованием о проведении Месячника (с анализом эффективности проведенных мероприятий и предложениями по совершенствованию организации Месячника) представить в письменном и табличном варианте в  РЦ ПМСС МО РС (Я) по электронному адресу rdrmc@mail.ru в срок:

осенний – до 25 ноября;

весенний - до 10 апреля.

7. Анализ и оценка эффективности проведения Месячника в целом по республике определяется Министерством образования РС (Я) на основе представленных отчетных материалов ГБОУ «РЦ ПМСС» МО РС (Я):

осенний - до 05 декабря;

весенний – до 20 апреля.

8. По итогам анализа и проведения Месячника Министерство образования РС (Я) принимает необходимые меры по повышению качества организации работы по профилактике отклоняющегося (в том числе аутоагрессивного) поведения среди обучающихся общеобразовательных организаций.

Статистический отчет о проведении

Месячника психологического здоровья обучающихся

в образовательных организациях муниципального района

 

Таблица 1

Количество школ, классов и обучающихся 1- 11 классов в районе (на текущий уч.г.)

 

Количество в районе образовательных организаций 

Кол-во в районе комплект-классов:

Количество в районе обучающихся:

 

 

НОШ

СОШ

1-4кл

5-8кл

9-11кл

1-4кл

5-8кл

9-11кл

Всего по району

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Количество ОО, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами

профилактической работы во время Месячника (с 1-4 кл.)

Классные часы

Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану)

Коррекционно-развивающие занятия и/или  тренинги (по запросам)

Индив. психол.

консультации

Диагностика

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

ОО

Кол-во пров. меропр.

об-ся

ОО

Кол-во пров. ур./зан.

об-ся

ОО

Кол-во пров. зан./тр.

об-ся

ОО

об-ся

ОО

об-ся

ОО

Кол-во пров. меропр.

родителей

ОО

Кол-во пров. меропр.

педагогов

                               

 

 

 

 

 

Количество ОО, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами

профилактической работы во время Месячника (с 5-8 кл.)

 

Классные часы

Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану)

Коррекционно-развивающие занятия и/или  тренинги (по запросам)

Индив. психол.

консультации

Диагностика

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

ОО

Кол-во пров. меропр.

об-ся

ОО

Кол-во пров. ур./зан.

об-ся

ОО

Кол-во пров. зан./тр.

об-ся

ОО

об-ся

ОО

об-ся

ОО

Кол-во пров. меропр.

родителей

ОО

Кол-во пров. меропр.

педагогов

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество ОУ, классов и обучающихся в районе, охваченных различными видами

профилактической работы во время Месячника (с 9-11 кл.)

 

Классные часы

Уроки и/или занятия по психологии (по учебному плану)

Коррекционно-развивающие занятия и/или  тренинги (по запросам)

Индив. психол.

консультации

Диагностика

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

ОО

Кол-во пров. меропр.

об-ся

ОО

Кол-во пров. ур./зан.

об-ся

ОО

Кол-во пров. зан./тр.

об-ся

ОО

об-ся

ОО

об-ся

ОО

Кол-во пров. меропр.

родителей

ОО

Кол-во пров. меропр.

педагогов

                               

 

 

 

 

Таблица 3

 

Формы работы с детьми, находящимися в кризисном состоянии

(согласно ВШУ)

 

Обучающиеся с 1– 4 классы по району, которые состоят на внутришкольном  учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них:

индивидуальная психолого- педагогическая работа                                                                                                    

Групповая психолого- педагогическая работа                                                                                                   

Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во семей

 

Кол-во мероприятий 

Индив. консульт/беседа

Визит-е семьи 

Групповые формы

Др.

С высокой тревожностью на текущий момент 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация жестокого обращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С повед.  нарушениями (пропускающие занятия по неуваж. пр., и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму при ЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму по потере близких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершивших ранее попытку суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся с 5-8 классов по району, которые состоят на внутришкольном  учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них:

индивидуальная психолого- педагогическая работа                                                                                                   

Групповая психолого- педагогическая работа                                                                                                    

Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во семей

Кол-во мероприятий 

Индив. консульт/беседа

Визит-е семьи 

Групповые формы

Др.

С высокой тревожностью на текущий момент 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация жестокого обращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С повед.  нарушениями (пропускающие занятия по неуваж. пр., и др)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму при ЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму по потере близких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершивших ранее попытку суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся 9– 11 классов по району, которые состоят на внутришкольном  учете, как находящиеся в кризисном состоянии, из них:

индивидуальная психолого- педагогическая работа                                                                                                   

Групповая психолого- педагогическая работа                                                                                                    

Работа с семьей обучающихся состоящих на учете как находящиеся в кризисном состоянии

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во обучающихся

Кол-во мероприятий 

Кол-во семей

Кол-во мероприятий 

Индив. консульт/беседа

Визит-е семьи 

Групповые формы

Др.

С высокой тревожностью на текущий момент 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация жестокого обращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С повед.  нарушениями (пропускающие занятия по неуваж пр., и др)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму при ЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переживших психотравму по потере близких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершивших ранее попытку суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего кол-во обучающихся по району, которые состоят на внутришкольном  учете, как находящиеся в кризисном состоянии

 

 

 

Таблица 4

Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (1-4 кл.):

 

                                 - ПДН

 

                                 - КДН

 

                                 - социальной зашиты

 

                                 - здравоохранения

 

                                 - администрации муниципального района и муниципального                        поселения

 

 

Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (5 - 8кл.):

 

                                 - ПДН

 

                                 - КДН

 

                                 - социальной зашиты

 

                                 - здравоохранения

 

                                 - администрации муниципального района и муниципального                        поселения

 

 

Кол-во информаций, направленных образовательными учреждениями в органы профилактики в связи с семейным неблагополучием обучающихся (9- 11кл.):

 

                                 - ПДН

 

                                 - КДН

 

                                 - социальной зашиты

 

                                 - здравоохранения

 

                                 - администрации муниципального района и муниципального                        поселения

 

 

Таблица 5

Контроль проведения Месячника психологического здоровья по району

Кол-во ОО, проверенных муниципальным управлением образования по исполнению Месячника

 

Кол-во лиц, привлеченных  к дисциплинарной ответственности за неисполнение требований Месячника и несоблюдение прав несовершеннолетних:                                                                                      

 

                                   директоров  ОО

 

заместителей директора

 

педагогов

 

классных руководителей

 

социальных педагогов

 

психологов

 

 

Таблица 6

Количество информаций в СМИ  (статьи, участие в радио-ТВ передачах, выпуск информационных материалов) реализованных в рамках Месячника по району

 

 

Аналитический отчет о проведении

Месячника психологического здоровья обучающихся

 

Аналитический отчет по итогам проведения месячника в улусе (районе), городском округе составляется в свободной форме согласно следующим пунктам:

  1. Условия эффективности профилактической работы
  • Обеспечение нормативно-правовыми актами
  • Кадровое обеспечение 
  • Финансовое обеспечение
  • Методическое обеспечение
  1. Деятельность
  1. Работа по целевым группам (обучающиеся, родители, педагоги) по следующим основным направлениям, в сравнении с АППГ (аналогичный период прошлого года):
  • Информационно-просветительская работа (классные часы, беседы, лектории, всеобучи, работа со СМИ, издание печатных продукций, конкурсы и др.),
  • Диагностическая работа (выявление личностных, эмоциональных, межличностных, поведенческих и др. проблем),
  • Коррекционно-развивающая работа (традиционные и интерактивные формы работ) и др.
  • Психопрофилактическая работа (межведомственное взаимодействие с органами профилактики);
  1. Результат эффективности
  • Обобщение и оценка эффективности (+/-) по критериям количественные (охват целевых групп, количество проведенных мероприятий) и качественные данные (новые формы проведения мероприятий, внедрение инновационных программ и/или проектов, отзывы о проведении мероприятий, уменьшение количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете школы, уменьшение пропусков уроков по неуважительным причинам, улучшение работы по межведомственному взаимодействию и др.) в сравнении с АППГ.

IV. Проблемы и пути решения

  • Предложения по совершенстваванию организации и проведению месячника,  повышению эффективности профилактической работы.

 

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.